От того, как пройдут первые годы жизни человека, во многом зависит его будущее. Дети дошкольного возраста любят маму и папу безусловной любовью и принимают на веру все их слова, не имея возможности мыслить критически. Особенно влияют на восприятие ребенком мира и самого себя в нем родительские запреты и ограничения. Именно они впоследствии могут сыграть разрушительную роль.
Какие запреты ломают психику ребенка?
Обычно мужчины и женщины не осознают застрявшие в подсознании послания родителей, которые мешают жить, сказанные много лет назад. Память обычно стирает травматичный опыт, оберегая неокрепшую детскую психику от потрясений. Однако почти все ставшие родителями взрослые хотели бы уберечь от негативных установок собственных малышей.
Психолог реабилитационного центра «Чистый день» Данила Бодров советует не ограничивать детей-дошкольников в следующих сферах:
- В творчестве. Каждый человек по своей природе является творцом. Лишая ребенка возможности проявить себя в лепке, рисовании, пении или танцах, родители препятствуют развитию его эмоционально-волевой сферы. Обычно такие запреты ставятся из-за опасения, что малыш испачкает краской дорогую мебель или разобьет в импровизированном танце хрупкую вещь. Выйти из положения можно, если выделить ребенку уголок для его творческих поисков.
- В активном познании мира. Дошколята очень любознательны и постоянно изучают все вокруг себя. Но они пока не понимают тех границ, за которыми их поджидает опасность, поэтому в задачу родителей входит обустройство безопасной развивающей среды. В освоенном виде деятельности можно постепенно отдавать инициативу ребенку, чтобы он ощущал свои возможности и стремился к новым вершинам.
- В выражении чувств и эмоций. Желание оградить себя от интенсивных детских переживаний свойственно многим взрослым. Малыши очень непосредственны, часто кричат и плачут. Некоторые родители начинают даже подозревать их в сознательной манипуляции и находят самый простой выход – запрещают дошкольнику выражать недовольство и приучают его держать негатив в себе.
Под влиянием такого воспитания ребенок выбирать тактику замирания. Это в дальнейшем приводит к черствости, неумению сочувствовать другим, закомплексованности, ощущению себя плохим из-за возникающих сильных эмоций. Одной из причин, по которым нужно проживать свои чувства, а не отказываться от них, является высокий риск развития психосоматических болезней при неумении обращаться со своими переживаниями. Родители должны научить ребенка грамотно определять и выражать чувства, а не запрещать их проявлять.